- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Охрана труда как институт трудового права.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001315 |
Тема: | Охрана труда как институт трудового права. |
Содержание
Оглавление Введение 3 Глава 1 Охрана труда как институт трудового права 5 1.1 История развития правового регулирования охраны труда в России 5 1.2 Понятие охраны труда как правового института 10 Глава 2 Правовое обеспечение охраны труда 19 2.1 Нормативно-правовое регулирование охраны труда России на современном этапе (федеральные нормативно-правовые акты) 19 2.2 Нормативно-правовые акты Республики Карелия, регламентирующие отношения в области охраны труда 34 2.3 Международные нормативно-правовые акты об охране труда 38 2.4 Актуальные проблемы и основные направления совершенствования правового регулирования в сфере охраны труда 46 Заключение 52 Библиографический список 55 Введение Законодательство об охране труда имеет определенную историю своего последовательного формирования и развития, а на современном этапе его совершенствование приобретает особую актуальность в связи с нарастающей глобализацией и инновационной модернизацией производства во всех странах мира, что сопровождается не только принципиально новыми технологическими возможностями, но и увеличением угроз и рисков для жизнедеятельности людей в различных сферах труда. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерацией Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. Правительство РФ должно внедрять программы замещения рабочих мест с вредными условиями труда, обеспечивая разработку и планомерное осуществление мероприятий («дорожной карты») на период до 2020 года, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах, организацию безопасного труда, сокращение производственного травматизма и уровня профессиональной заболеваемости с целью сохранения жизни и здоровья людей при осуществлении ими трудовой деятельности1. В настоящее время происходит формирование новой целостной концепции обеспечения здоровых и безопасных условий труда, и проявляется внимание к опыту принятия и действия в ряде стран комплексных законов о безопасности, охране окружающей среды, охране труда, гигиене и производственной среде. Генеральное соглашение на 2014 - 2016 годы ориентирует на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности как один из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала, что должно поддерживаться, в том числе, путем совершенствования законодательной и иной нормативной базы с учетом зарубежного и международного правового регулирования охраны труда. Указанные факторы свидетельствуют об актуальности рассматриваемой темы и явились решающими при ее выборе и определении структуры работы. Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды таких отечественных авторов, как Н.Г. Александрова, С.Ю. Головина, К.Н. Гусова, И.К. Дмитриева, О.Б. Зайцева, С.А. Иванова, И.Я. Киселева, К.Д. Крылова, А.М. Куренной, В.М. Лебедева, А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой, Е.Г. Мачульской, П.Е. Морозова, Г.С. Скачковой, и др. Особое внимание уделено трудам в сфере охраны труда, а именно работам М.И. Губенко, А.С. Кашлаковой, Г.И. Красных, А.В. Михайлова, А.С. Неверовой, В.В. Трумеля, А.С. Хабибулиной и др. Объектом работы являются общественные отношения в сфере охраны труда, регулируемые нормами международного права и законодательных актов РФ. Предметом работы является совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны труда в Российской Федерации. Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации, конвенции Международной организации труда (далее – МОТ), Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, имеющие отношение к охране труда. Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании правового регулирования охраны труда как института трудового права. Для достижения цели работы ставились следующие задачи: рассмотреть историю развития правового регулирования охраны труда в России; определить сущность понятия «охрана труда»; исследовать законодательство об охране труда и иные нормативно - правовые акты, содержащие нормы правового регулирования охраны труда; изучить международные нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в области охраны труда; проанализировать актуальные проблемы и основные направления совершенствования правового регулирования в сфере охраны труда. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. Глава 1 Охрана труда как институт трудового права 1.1 История развития правового регулирования охраны труда в России В отраслях права существуют нормы, которые являются своего рода показателями социальной ориентированности данной отрасли. В трудовом праве к числу таких норм относятся, в частности, нормы об охране труда. Исторический опыт любого государства дает возможность смело смотреть в будущее. Это относится и к охране труда, которая направлена на защиту человека от опасных и вредных факторов на производстве. Законодательство об охране труда имеет долгую историю своего последовательного развития и формирования. Однако только на современном этапе оно приобретает особую актуальность в связи со становлением в Российской Федерации гражданского общества и развитием системы социально ориентированного законодательства. Одним из первых, кто начал рассматривать в России безопасность проводимых работ, был выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Еще в 1742 году он в своем труде «Первые основания металлургии или рудных дел» рассмотрел различные вопросы безопасности и гигиены труда «горных людей», организацию их труда и отдыха, надежность креплений грунта, безопасность переходов по лестницам, рациональность рабочей одежды. Также им были рассмотрены и многие другие вопросы безопасности труда, которые остро стояли тогда при производстве опасных работ. К середине 19-го века (отмена крепостного права и иные реформы в Российской Империи) все существовавшее тогда в России трудовое законодательство было сведено к двум нормативным актам: Положению от 1835 года «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми» и Положению 1845 года «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет». Эти два положения стали зачатками будущего трудового законодательства в Российской Империи. В этот же период времени в Российской Империи была сделана одна из первых попыток на государственном уровне провести анализ травматизма со смертельным исходом. Так в 1843 году в журнале Министерства внутренних дел Российской Империи была опубликована статья «Смертность от неосторожности, исчисленная по всей России за 1842 г.». Основным периодом формирования фабричного законодательства в России явился период с 80-х годов 19-го века и до начала 20-го века. В этот период делаются первые попытки регламентировать на государственном уровне отношения между рабочими и промышленниками. В большинстве своем они носили характер уступок нарождавшемуся рабочему движению. За этот период в России было принято девять законов, касающихся трудовых правоотношений, которые составили фундамент промышленного (рабочего) права. Например, первый закон от 1 июня 1882 года «О малолетних работающих на фабриках, заводах и мануфактурах», положивший начало фабричному законодательству в Российской Империи, позволил начать охрану труда самых социальных незащищенных слоев: малолетних и женщин. Согласно этому закону было запрещено применение на фабриках и заводах труда детей, не достигших 12-ти лет. Для надзора за выполнением закона была учреждена фабричная инспекция (20 инспекторов на 17 тысяч предприятий). Следующий закон от 12 июня 1884 года «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» рекомендовал и обязывал хозяев открывать школы при фабриках и заводах для повышения образовательного уровня малолетних работников. Закон от 3 июня 1885 года «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках» прописывал ограничения по применению труда несовершеннолетних и женщин в ночной период времени. Закон 1886 года, принятый сразу после Морозовской стачки, определял условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности, запрещал взимание штрафов свыше 5% с рубля. Сами штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самим рабочим. Важным актом по охране труда был Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», установивший 11,5 часовую норму при работе днем, 10 часовую - при работе ночью или в течение части ночи и 12 часовую - при работе в производствах, признанных непрерывными. Кроме того, в нем перечислялись 14 праздничных дней, в которые (кроме воскресных дней) не полагалось работать. 8 июня 1901 г. бы принят Закон «О порядке расходования капитала для вспомоществования больным и увечным рабочим». Этот закон возложил на фабричную инспекцию наблюдение за расходованием капитала, образуемого из штрафов, налагаемых на фабрикантов фабричными присутствиями. В 1903 г. Законом «Об утверждении правил о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» на чинов инспекции были возложены новые многочисленные обязанности по расследованию жалоб потерпевших о вознаграждении, утверждение соглашений между сторонами о вознаграждении, составление и выдача сторонам актов в случаях недостижения ими соглашения и др. Подводя итоги развития законодательства в сфере охраны труда в вышеуказанный период, необходимо сказать, что с момента возникновения фабричное законодательство развивалось динамично, значительно расширяя сферу деятельности фабричной инспекции. Выполнению законодательства по охране труда мешали их многочисленные обязанности, которые не имели непосредственного отношения к охране труда (например, наблюдение за школьным обучением малолетних рабочих, контроль за фабричными лавками и т. д.). Формирование норм российского законодательства об охране труда в советский период связано с кодификацией трудового законодательства: КЗоТа РСФСР 1918 г., КЗоТа РСФСР 1922 г., Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде 1970 г., КЗоТа РСФСР 1971 г. Нормы указанных кодифицированных актов закрепляли применительно к охране труда лишь общие положения в сфере государственного надзора и контроля за охраной труда. Основной массив норм содержался в межотраслевых, отраслевых правилах по охране труда, санитарных правилах и других подзаконных нормативных актах, некоторые из которых сохраняют свое действие и в настоящее время. В 60-70 г.г. принимается, во-первых, много норм и правил, направленных на охрану труда; во-вторых, профсоюзы принимали активное и непосредственное участие в их разработке и принятии; в-третьих, постепенно расширяется круг органов государства, на которые возлагается обязанность выполнять требования охраны труда, содержащиеся в правилах и нормах за счет привлечения проектно-конструкторских и научно-исследовательских организаций. Все эти факторы в сочетании с дальнейшим развитием экономики наполнили новым содержанием право на здоровые и безопасные условия труда и значительно усилили гарантии соблюдения этого права. В СССР правовое регулирование охраны труда достигло наибольшей эффективности в начале 80-х годов XX века. Именно в это время одним из направлений законодательства по охране труда становится обязанность создания безопасной техники, оборудования, технологических процессов и т.д. Некоторые правовые нормы СССР в области охраны труда действуют и сегодня, сохраняя свою актуальность. В конце 70-х годов прошлого века охрана труда становится комплексным институтом, объединяющим совокупность норм различных институтов трудового права, устанавливавших технические, санитарно-гигиенические, экономические, правовые и иные мероприятия, непосредственно направленные на охрану здоровья работников в процессе труда, компенсацию воздействия вредных факторов, и обеспечивающих гарантию соблюдения этих норм. Длительный период, начиная с 1933 г. в России, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовывали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросами обучения, пропаганды; им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровью работающих запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга. Советскими профсоюзами была выработана определенная система управления охраной труда, и по многим направлениям, включая научное обеспечение, их деятельность была достаточно эффективной в условиях с общегосударственной собственностью на средства производства. В России была создана достаточно прочная система управления охраной труда, приносящая определенный положительный результат. С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации «Основ законодательства РФ об охране труда» функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ). Управление охраной труда переходит от профсоюзов к государству, при этом значительно расширены права работников на безопасные и здоровые условия труда, повышена ответственность работодателя за обеспечение охраны труда, вводится механизм экономической заинтересованности в решении проблем охраны труда. Развитие системы охраны труда продолжается и сейчас, охрана труда объединяется с различными отраслями науки, появляются новые стандарты и технологии, проблемы охраны труда приобретают государственный масштаб. 1.2 Понятие охраны труда как правового института В Российской Федерации ежегодно на производстве получают различные травмы более 300 тыс. человек, из которых около 6 тыс. со смертельным исходом. По данным Госкомстата России, в течение последних 10 лет наблюдается устойчивый рост численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в 2015 г. составила - 31336 человек, из них со смертельным исходом - 1456 человек, в Республике Карелия – 230 человек, а со смертельным исходом – 7 человек2. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ из общего числа нарушений законодательства о труде выявлено по вопросам нарушений обучения и инструктирования работников по охране труда - 99,8 тыс. нарушений; обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты - 39,5 тыс. нарушений. В 2015 г. было зарегистрировано 7654 несчастных случая с тяжелыми последствиями, что на 16,9% меньше, чем в 2014 году (9216 несчастных случаев). В хозяйствующих субъектах в результате несчастных случаев на производстве погибло 2223 работника (в 2014 г. - 2757), в том числе 259 женщин (в 2014 г. - 245) и 3 работника в возрасте до восемнадцати лет (в 2014 г. - 5). Количество погибших на производстве работников в 2015 г. в целом по Российской Федерации по сравнению с 2014 г. уменьшилось на 10,3%. «Лидерами» по уровню производственного травматизма со смертельным исходом остаются такие виды экономической деятельности, как строительство (более 19%) и обрабатывающие производства (более 14%)3. Анализ происшедших в 2015 г. несчастных случаев с тяжелыми последствиями свидетельствует, что практически каждый четвертый работник пострадал (получил тяжелую травму либо погиб) в результате падения с высоты, а каждый пятый - в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.п. В общей структуре причин производственных несчастных случаев с тяжелыми последствиями, произошедших в 2015 г., более ? занимают типичные причины организационного характера: нарушения требований безопасности (более 3%), неудовлетворительная организация производства работ (более 33%), недостатки в обучении работников безопасности труда (более 5%), нарушения трудовой дисциплины (более 9%) и т.д. Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ в 2015 г. произошел каждый третий несчастный случай на производстве с тяжелыми последствиями. По результатам проведенных расследований несчастных случаев на производстве государственными инспекциями труда в 2015 г. был направлен в органы прокуратуры 8391 материал для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с несчастными случаями на производстве. По ним было возбуждено 252 уголовных дела4. В связи с изложенным, важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о самом понятии охраны труда, т.е. уяснении его сущности и содержания. В настоящее время состояние охраны труда и производственного травматизма предполагает усиление комплексного правового воздействия и настоятельную необходимость углубленного теоретического осмысления причин нарушений правил охраны труда, и, как следствие, усиление значения и роли института охраны труда в трудовом праве России5. На современном этапе охрана труда рассматривается как комплексный институт, охрана труда чаще всего понимается в широком и узком смыслах. «В широком смысле охрана труда представляет собой совокупность всех норм, содействующих охране трудовых прав работников. В узком смысле охрана труда рассматривается как система правовых мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности»6. Многоаспектность представлений об охране труда объясняет тот факт, что охрана труда является предметом исследования, как технических наук, так и наук о человеке. Разумеется, что каждая из них по-разному формулирует ее понятие. Больше всего изучением охраны труда занимается трудовое право, которое имеет несколько понятий охраны труда, разработанных в течение долголетнего развития организации труда. Охрана труда в широком смысле слова как один из принципов трудового права стала рассматриваться в трудах представителей старшего поколения ученых трудового права7. Например, С.А. Ивановым понятие охраны труда было поднято до уровня основного значения трудового права, которое выражает сущность и природу трудового права, а также основные закономерности его развития8. Однако некоторые авторы считают, что широкое толкование понятия охраны труда вступает в противоречие с критерием деления права на отрасли и институты, другие, напротив, признают такое толкование правильным с точки зрения истории, полагая, что оно лежало у истоков советского трудового права9. В.Э. Паэглэ считает, что правовая наука сможет разработать рекомендации по применению правовых средств для дальнейшего улучшения условий труда на предприятиях и сокращения производственного травматизма при условии исследования роли всех институтов трудового права по обеспечению безопасности труда. Он поддерживает тех ученых, которые занимаются исследованием проблемы охраны труда в широком смысле слова10. По мнению В.Т. Полозкова, «под охраной труда в широком смысле понимается содержание всех вообще норм советского трудового права, поскольку они направлены на охрану интересов трудящихся и обеспечивают наиболее благоприятные условия труда»11. В узком смысле под охраной труда понимается техника безопасности. В последнее время в юридической литературе охрана труда рассматривается как институт трудового права, представляющий совокупность норм, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда12. В диссертационных исследованиях посвященных рассмотрению различных правовых аспектов охраны труда нередко присутствует интересная позиция относительно понятия охраны труда – «охраняется не труд, а жизнь и здоровье работников. Поэтому предлагается охрану труда понимать как охрану жизни и здоровья работников и более широко использовать такое понимание в научных исследованиях»13. Встречается и такая точка зрения: «охрана труда» - это система специфических средств безопасности и гигиены труда, направленных на предупреждение несчастных случаев, инцидентов, опасных происшествий и повреждения здоровья в результате работы, в ходе ее или связанных с ней, на минимизацию риска и его негативных последствий, оптимизацию трудовой деятельности»14. Большинство исследователей рассматривает понятие охраны труда, основываясь на легальном ее определении, предусмотренным в ст. 209 ТК РФ15. Среди ученых - юристов имеется мнение, что термин «охрана труда» является некорректным, так как охраняется не сам труд, а жизнь и здоровье работника». Подобную точку зрения высказывает П.Г. Алексеенко. Он пишет: «Охрана труда» - понятие неточное и условное - труд сам по себе не нуждается в охране. Безопасные и здоровые условия необходимы человеку, участвующему в трудовом процессе16. Во многих западных странах термин «охрана труда» не используется. При этом принято применять такие слова, как «безопасность труда», «охрана здоровья работников», или «условия труда». Поэтому некоторыми авторами предлагается использовать термин «охрана жизни и здоровья работников» вместо термина «охрана труда». В российском законодательстве определение понятия «охрана труда» впервые было дано в законе РФ от 06 августа 1993 г. № 5600-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда». В ст. 1 содержалось следующее понятие охраны труда: «охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Данный документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Этот закон уже определял охрану труда «как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». В таком же виде воспроизводится это определение в ст. 209 ТК РФ. Основная разница в указанных определениях заключалась в том, что в первом документе «охрана труда» это система обеспечения, а во втором документе «охрана труда» является системой сохранения. В юридической литературе существуют различные мнения по поводу данного определения. Например, А.Ю.Кухаренко пишет, что охрана труда должна именно обеспечиваться, то есть быть вполне возможной, несомненной17. По мнению, М.А. Михайлова в юридическом смысле более точным будет являться термин «обеспечить», поскольку в Трудовом кодексе РФ неоднократно встречается данный термин, ст. 210 ТК РФ одним из важных направлений политики государства в области охраны труда определяет обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по сравнению с результатами их труда. В соответствии со ст. 212 ТК РФ безопасные условия труда и охрану труда должен обеспечить работодатель. А в конечном итоге правовое регулирование в области охраны труда направлено на то, чтобы обеспечить жизнь и здоровье работника18. По мнению, А.С. Макевкиной, «охрана труда - это система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия»19. В тоже время, у ряда ученых вызывает сомнение определение охраны труда как системы обеспечения жизни и здоровья работников. Например, Г.А. Красных, указывает, что «содержащиеся в ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодатель должен обеспечить и это выполнимо, однако, трудовой процесс и уровень современных производственных технологий, к сожалению, не позволяет полностью исключить неблагоприятные воздействия производственных факторов на работника, то есть на производстве всегда присутствует риск возникновения травм, заболеваний (не только профессиональных) или смерти работника. Кроме того, повреждения здоровья могут иметь место как в процессе трудовой (или производственной) деятельности, так и явиться ее результатом или быть связанными с трудовой деятельностью»20. По ее мнению, определение охраны труда как «системы сохранения жизни и здоровья» и тем более «системы обеспечения сохранения жизни и здоровья» в процессе трудовой деятельности или производственной деятельности является весьма спорным. Основываясь на международных нормах правового регулирования труда Г.А. Красных, дает следующее определение термина «охрана труда» - это «система специфических средств безопасности и гигиены труда, направленных на предупреждение несчастных случаев, инцидентов, опасных происшествий и повреждения здоровья в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, на минимизацию риска и его негативных последствий, оптимизацию трудовой деятельности»21. Определение понятия «охрана труда» раскрыто законодательно в ст. 209 ТК РФ – это «система сохранения жизни здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Данное определение охраны труда является универсальным и может применяться как в экономике, социологии, медицине, так и во многих отраслях права: конституционном, административном, гражданском, уголовном праве и др. Законодательное определение понятия охраны труда говорит о многоплановости данного явления, включающего в себя мероприятия различного рода, направленные на защиту здоровья и жизни работников в процессе труда и в связи с ним. Также рассматриваемое понятие включает в себя, помимо всего прочего, мероприятия по обеспечению безопасности и гигиены труда в организации22. Как отмечает в своей работе А.Я. Петров, «закрепленное в ст. 209 ТК РФ понятие охраны труда отражает многоаспектность данного явления, включающего в себя различные мероприятия, направленные на обеспечение здоровья и жизни работников». Однако, он указывает, что в данном контексте это определение является несколько нелогичным и неправильным. С позиции науки российского трудового права охрану труда следовало бы определять как – «систему правовых актов, регулирующих социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные отношения в целях обеспечения здоровья и жизни работника»23. Сохранение жизни и здоровья всех работников является важной задачей и для государства, и для общества. Если исходить из ТК РФ, то целью правового регулирования охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности24. Следует согласиться с мнением М.А. Михайлова, который указывает, «что более точным с точки зрения трудового законодательства будет определение, что целью правового регулирования охраны труда является сохранение работоспособности и трудоспособности работников, а определение в ТК РФ охраны труда как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности не раскрывает в полной мере необходимость строжайшего соблюдения всеми участниками трудовых отношений требований законодательства в области охраны жизни и здоровья работающих. Необходимо учесть, что термин «работник» не включает в себя всех лиц, которые подвергаются воздействию норм раздела X ТК РФ «Охрана труда». Поэтому охрана труда как система должна быть системой обеспечения жизни и здоровья всех лиц, занятых в процессе трудовой деятельности»25. Кроме того, по мнению ряда юристов, в основных понятиях, содержащихся в ст. 209 ТК РФ имеются не совсем правильные категории (термины и определения). К таким, например, относятся «требования охраны труда. Кроме того, в ст. 209 ТК РФ отсутствует определение понятия «гигиены труда». В ст. 210 ТК РФ в перечне основных направлений государственной политики в области охраны труда также не упоминается этот важнейший термин. В связи с этим очевидно, что основной принцип трудового права - обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающим требованиям безопасности и гигиены, не получил должного развития как в ст. 209 ТК РФ, так и в целом в разделе Х Кодекса. Особенно парадоксальным является, что в ст. 209 ТК РФ не закреплено определение «благоприятные условия труда», при том, что создание таких условий является одной из целей трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ)26. Нельзя также не подчеркнуть, что некоторые из предусмотренных определений и терминов в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах либо дублируют ст. 209 ТК РФ, либо не совсем ей соответствуют, что обусловливают проблемы их применения на практике. В перспективе было бы целесообразным провести унификацию названных определений и терминов27. Таким образом, необходимо отметить, что, несмотря на определенность терминов в области охраны труда, имеются серьезные разногласия среди юристов в данном направлении института охраны труда, и однозначное толкование терминов института охраны труда позволит более точно и правильно определить задачи правового регулирования в этой области. Глава 2 Правовое обеспечение охраны труда 2.1 Нормативно-правовое регулирование охраны труда России на современном этапе (федеральные нормативно-правовые акты) В современных исследованиях цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда, определена «как создание условий труда, соответствующих требованиям обеспечения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Тем самым, охрана труда, кроме всего прочего, представляет собой цель правового регулирования отношений в сфере охраны труда»28. Законодательство по охране труда является комплексным, межотраслевым, в него в той или иной степени входят нормы конституционного, трудового, административного, финансового, налогового, гражданского отраслей права, а также права социального обеспечения, но они всегда выполняют функцию охраны труда. Особую значимость в системе нормативных правовых актов об охране труда имеют нормативные акты, принятые на федеральном уровне. В системе источников права конституция отнесена к законам, является основой всего законодательства и основополагающим учредительным политико-правовым актом государства29, именно поэтому рассмотрение федеральных нормативно-правовых актов об охране труда следует начать с конституционно-правовых основ данного института. В истории российского конституционализма было принято 5 Конституций общероссийского характера, однако, ранее действовавшие конституции не закрепляли право на охрану труда. В Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. вопросам охраны труда посвящено большее количество статей, чем в предыдущих Конституциях. В ст. 7 отмечено, что РФ является социальным государством. Элементы социального государства нашли дальнейшее отражение в ч. 2 ст. 7 Конституции, среди которых выделены, в частности, охрана труда и здоровья людей, являющихся основными направлениями государственной деятельности в социальной сфере. В научном комментарии к ч. 2 ст. 7 Конституции РФ указывается именно на обязанность государства охранять труд и здоровье человека30. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данное право является конституционным, что в отличие от обычных прав и свобод граждан, характеризуется тем, что основанием его возникновения являются не конкретные действия людей и соответствующие правоотношения, а политико-правовое и иное состояние лица как человека и гражданина, нередко обусловленное его принадлежностью к государству31. Особенностью указанного конституционного права является его огромная социальная значимость для жизнедеятельности любого человека и гражданина, его высокий уровень обобщенности и распространенности на весьма широкий круг лиц, охватывающий собой всех без исключения граждан России, а также иностранных лиц и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ. Кроме того, право на охрану труда характеризует особый порядок его закрепления и изменения, повышенный уровень его правовой защиты и обеспечения. Введение права на охрану труда в ранг конституционного имеет большое значение, т.к. Конституция РФ - это основной закон, с которого начинается формирование всей системы национального права32. Как справедливо отмечается в научной литературе, конституционные нормы, закрепляющие право на охрану здоровья и безопасные условия труда, обладают следующими особенностями: право на охрану здоровья и безопасные условия труда относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах; способы и объем реализации субъективных прав на охрану здоровья и охрану труда дифференцируются в зависимости от субъектного состава; реализация прав на охрану здоровья и безопасные условия труда основывается на разделении ответственности между государством, работодателями и гражданами33. Особую значимость в системе нормативных правовых актов об охране труда имеют нормативные акты, принятые на федеральном уровне, а именно: ТК РФ, Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125 - ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-Ф32 и другие. Институт охраны труда в трудовом праве имеет определенную структуру и содержание. В ТК РФ он предусмотрен в разделе X «Охрана труда» и включает в себя 4 главы: 1) общие положения (глава 33) - основные понятия и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указанные нормы не только создают основу правового регулирования отношений по охране труда, но также усиливают и дополняют регулятивную возможность норм права, закрепленных в последующих статьях ТК РФ. Кроме того, юридические дефиниции облегчают процесс толкования нормативных положений и уяснения структуры и строения закона; 2) требования охраны труда (глава 34) - согласно ст. 209 ТК РФ «понимают государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Государственные требования охраны труда: обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, медицин....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: